Рассмотрим приведенные обозначения.
Посадочная ширина/rim width
7,5 дюймов – расстояние между внутренними краями обода. Показатель важен при выборе покрышек. Если Вам нужно узнать размер в сантиметрах, умножьте 7,5 на 2,54 (см в 1 дюйме).
Конструкция закраин обода/flange
Закраина – место, где шина скрепляется с диском. Его форму обозначают буквами P, B, D, K, JK, JJ, J, K, P и др. Каждая буква указывает на ряд характеристик:
Легковые автомобили обычно комплектуются моделями с обозначением J. В полноприводных автомобилях часто встречаются закраины в форме JJ. Характеристики закраин влияют на устойчивость покрышек, степень их смещения в экстремальных условиях. Несмотря на внешнее сходство J и JJ, при выборе ориентируйтесь на рекомендацию производителя.
Разъемность обода
Символ "x" – маркер неразъемного обода. Знак “-” говорит о том, что обод собран из нескольких комплектующих. Неразъемные конструкции более легкие и жесткие, поэтому они предназначены для эксплуатации с эластичными шинами. Для жестких грузовых покрышек нужны разъемные изделия.
Монтажный диаметр/rim diameter
В нашем примере он равен 15 дюймам. В повседневной жизни водители называют его радиусом диска. Параметр должен совпадать с монтажным размером шины.
Для легковых машин и кроссоверов диапазон значений составляет от 13 до 21 дюйма.
Кольцевые выступы или подкаты/humps
Расшифруем маркировку H2 – кольцевые хампы находятся с двух сторон диска. Они закрепляют бескамерную шину. При давлении на покрышку они не дают воздуху выйти наружу. Есть и другие обозначения:
H - выступ сделан лишь с одной стороны;
FH - плоская форма подката (flat hump);
AH – асимметричная форма хампа (asymmetric hump).
Расположение крепежных отверстий/Pitch Circle Diameter
Наши цифры – 5x100. 5 – количество отверстий. 100 – диаметр окружности, на которой эти отверстия размещены.
Количество отверстий – от 4 до 6.
Стандартные значения диаметра окружности колеблются от 98 до 139,7.
Соответствие размеров ступицы и диска не всегда можно определить на глаз. Также, установка диска на 98 там, где требуется 100, нередко приводит к перекосу колеса, вследствие чего болты начинают самопроизвольно откручиваться.
Вылет диска/Einpress Tief – ET
Это расстояние между плоскостью прикосновения диска со ступицей и плоскостью, которая проходит через центр поперечного сечения. Параметр выражен в миллиметрах. Он бывает положительным (ЕТ-30) и отрицательным (ЕТ-40).
Если показатели не соответствуют рекомендациям автопроизводителя, силы, действующие извне, могут сломать диск.
Диаметр центрального (ступичного) посадочного отверстия/hub diameter – DIA
Измеряется в миллиметрах. Пример – d54.1. У легковых моделей составляет от 50 до 70 мм. Подбирается в соответствии с посадочным пояском ступицы.
Подведем итог. Даже при небольших отклонениях одного из приведенных параметров от требований производителя есть угроза ускоренного износа шины. В экстренных ситуациях (при резком торможении, высокой скорости, крутых поворотах) покрышка может прорваться. Поэтому колеса должны быть под непрестанным контролем водителя.